Обзор Risen получился немного запоздавшим. Отчасти потому, что я в известной степени ленив. Отчасти из-за копипастовых войн, которые таки увенчались полной победой… ну, вы сами знаете. Отчасти еще из-за того, что мне было интересно посмотреть и оценить деятельность бывших Piranha Bytes вообще без влияния эмоций. Проходил я игру запоем, а это, знаете ли, чревато недопониманиями и долгими срачами в комментах. Но теперь ощущения отстоялись, все лишнее осело, осталось только важное и нужное. А стержневой вопрос будет такой — что вообще такое этот Risen? Последователь или подражатель, возрождение или окончательная смерть?
Я думаю, все любители серии «Готика» знают, что Risen задумывался как идейно-историческое продолжение. Для не любителей поясню — разработчики потеряли права, но сюжет не оставили, поэтому влияние всей серии на Risen очень велико. Однако рассматривать Risen только со стороны предшественников — не слишком разумно, ибо аудитория состоит не только из «готикфэнов», ибо я их уже почти не помню. Поэтому в обзоре хоть и уделю укромный уголок ностальгии, но постараюсь дать трезвый взгляд не фаната ни «Готики», ни TES.
Отправляемся
Первый маленький кусочек ностальгии — начало игры. Наш безымянный герой плывет на корабле, внезапно налетает буря, какой-то мужик со стильным рубиновым моноклем видит вдали гигантское что-то, а через мгновение лоханку накрывает исполинская волна. Какого лешего тут случилось, что делал персонаж на борту — никто не говорит. В общем, ошметки судна и команды выносит на берег. Стильный мужик с моноклем предусмотрительно испарился в прямом смысле слова. Так начинается игра — пляж какого-то острова, вокруг дикая природа и утопленники. Куда идти — неизвестно. Что делать — тоже. Выбраться с острова не судьба — вокруг бушуют штормы. По вине одного такого мы здесь и оказались. Это, кстати, тоже небольшой реверанс в сторону серии — в первой» «Готике был купол, а здесь — огороженный смертельной водой клочок суши.
Сзади море, вокруг джунгли. Чувствую скрытую угрозу. На берегу валяется какая-то палка, пока возьму ее. Голой пяткой лезть на дикого зверя, мягко говоря, вредно для «хитпоинтов». Прогуляюсь-ка по берегу. «Готика» всегда славилась обилием дикорастущих ништяков, их можно заготавливать сотнями, а потом вкусно хрустеть после тяжких боев. Действительно, чутье меня не обмануло — кроме различных полезных цветов, я нашел еще и свежевыброшенных на берег морячков. У одного в кармане оказался охотничий нож, всяко лучше, чем палка. Уже чувствую себя настоящим героем. Когда возвращался назад, встретил первого монстра. Какая-то огромная птица выпрыгнула из-за куста, в штанах потеплело, глаза загорелись огнем, в три удара я расправился с каргой и отломил у нее ножку — на ужин будет курятина. Или что это за тварь?
Среди плохих пловцов обнаружил девочку. Звать Сара — буфера, что надо. Говорит, тоже не помнит ни черта, но считает, что в глубине острова должны быть люди. Берег я все равно обчистил, поэтому ее идея не кажется мне новой. Мы двинулись в джунгли. Красиво, ничего не скажешь. Анимация моих движений, конечно убога, монстры тоже не отличаются грациозностью, а уж на лицо страшны мы все. Вот если откинуть неказистость, что бросается в глаза, как дикий кабан, то окружение очень качественно выполняет свою задачу. Я вижу простой куст — сразу хочу поискать там что-то интересное. Возможно, тайник какой-то, а то и запрятанный сундучок или еще что-то такое. Ровно посередине этой мысли я увидел пещеру.
Никаких заданий мне не выдавали, никаких маркеров — нет. Даже карты местности и той неоткуда взяться — мы с подружкой действительно выжившие в кораблекрушении, только я почему-то умело владею оружием. Пещера в стороне от широкой и освещенной дороги — это что-то увлекательное и захватывающее, ведь она не оговорена в квесте, а просто так существует здесь сама по себе. Зайдем-ка.
Внутри темно, вытаскиваю припасенный факл. Эффекты огня страшны и не технологичны, но зато стало светлее. Вижу рудную жилу — сейчас она бесполезна, добывать не умею. Стоп, я вообще ничего не умею. Экран навыков и статистики показывает абсолютно пустые ячейки. Мой персонаж в равной степени бездарен во всем. Тем не менее, пока волки и грифы дохнут со свистом. Карлы, обитающие в пещере, мрут не так оперативно, но тоже не особо сопротивляются. Подземный путь выводит меня обратно на побережье — как же я не заметил вход? А тут еще и вкусности лежат. Инвентарь медленно набивается всяким — деньги, снадобья, еда, оружие. Предвкушаю, как все это продам. Первое требование к ролевой игре, можно сказать, выполнено на ура — различных предметов много и лежат они на каждом шагу. Коллекционер радуется, как дитя. Тут цветочек, тут кто-то умер, тут кого-то убили, а здесь вот грибок, а там, за холмиком, лечебный кустарник и два мертвых путника…
Трупам как-то не удивляюсь. Особенно если они богаты хоть чем-нибудь. И вот — первая встреча. Мужичок Ян с округлившимися глазами предупреждает, что в округе монстры какие-то шастают кусачие. Взялись они из храмов, что неожиданно вылезли из под земли, словно грибы. Внутри этих непонятных святилищ нашлись десятки золотых, дорогих и вообще волшебных вещей. Этим тут же заинтересовалась Инквизиция. Они захватили город, выкинули оттуда местного главаря Дона Эстебана, взяли Монастырь магов под контроль и теперь копают артефакты, где только могут. Прямо в начале игры Ян предлагает нам выбрать прохождение — пойдем в Монастырь, там нас лишат свободы воли, но научат магии. В городе забривают в монахи — учат ставить шишки посохом. На болотах живут коварные бандиты во главе с Доном. Там предпочитают мечи, скрытное передвижение, взлом и воровство. Мне стало грустно — выбирать нужно раз и навсегда. Монахов не берут в разбойники, а в послушников Монастыря принуждают заниматься магией. Иными словами, в игре есть три фракции, но примкнуть можно только к одной. В награду мы получаем какие-то особенные навыки. Так монахи никогда не смогут искусно воровать, а охотнику Дона не судьба обучиться колдовству. Ничего не напоминает?..
Почему-то решился пойти к Дону. Воровать люблю, наверное. Сразу вспомнилось, как в «Готике 3» обносил дома. «Стану олигархом» — подумалось мне. Ян повел на болота, набежали волки, сожрали в три удара. Загрузка. Убегаю от волков, уворачиваюсь от кабанов, десятой дорогой обхожу шипастых крыс. Монстры, хоть внешне и не изменились, но, видимо, подросли внутренне. Дают «лещей» радушно и щедро. Кое-как добрались до лагеря. Народу тут полно, с ходу охотник дает задание — расправиться с червем. Что-то такое уже было… Вдвоем мы щекочем огромное чудовище насмерть, я выполняю первое настоящее задание. Радовался так, что получил уровень. По старой традиции, видимо, очки распределять самому нельзя… ладно, поищем тренера.
Учителя нашлись быстро — один владеет арбалетом, другой ставит удар мечом, а третий каким-то образом увеличивает физическую силу. Навыки и характеристики свалены в одну кучу, все учится за некоторую сумму денег и тренировочных очков. Мне, честно говоря, такая схема не нравилась еще с самой первой «Готики». Дисбаланс она вносит. Эту связь силы-ловкости-мудрости со скрытностью, акробатикой и умением спалить врагу волосы на заду я как-то не слишком понимаю. Наверное, манчкинское естество бастует, ведь издавна мы учили всякие навыки за очки навыков, а не за универсальную валюту.
В гостях у социума
Людей в лагере оказалось много — заданий тоже полно всяких, причем вариантов решения у них не мало. Вот, например, Дону требуется меч, да такой, чтобы под стать его положению — из золота. В некоторых сундучках находим осколки, другие отбираем, покупаем, крадем у местных. Теперь кузнец сделает меч, а мы можем его взять посмотреть, но не отдать. А можем вернуть, но потом придется платить за работу, а еще разрешается его просто украсть (с этим, кстати, связан баг; крадем меч, а потом через какое-то время его можно выкупить — появляется ветка диалога; так я отдал Дону, а второй оставил себе — очень крутое оружие для начала игры). Золотое лезвие — билет на встречу с Доном, но можно пойти и другим путем.
Брогар — начальник бойцов втихаря «пилит» золото и заставляет остальных выплачивать ему за защиту. Его можно вывести на чистую воду — для этого втираемся в доверие к Рейчел, жене Дона (приносим мясо, докладываем о событиях в лагере). Потом выполняем работу для Брогара и становимся его подельником, но тайно рассказываем все Рейчел. В конце концов, подрываем авторитет начальника бойцов, побеждая его на арене. Так мы докажем, что действительно хотим помочь поселению.
А можно вообще забрать все себе, не встречаться с Доном, уйти в Монастырь или к Инквизиции. Этого тоже никто не запрещает. Квестов действительно много, а расположены они настолько удачно, что нет лишней беготни. Нарезать круги по сто раз не придется — это радует весьма.
После лагеря отправляемся в Харбор-Таун, где окончательно доказываем, на чьей мы стороне. Идем к Дону — помогаем его людям. Тяготеем к Инквизиции — сдаем их. Для победы какой-то стороны нужно выполнить четыре ключевых задания (из, по-моему, шести), плюс есть целая куча побочных. Харбор-Таун на поручения и разговоры весьма богат, хотя локация, честно говоря, небольшая. В Risen по сравнению с той же «Готикой 3» мир размером вообще не поражает. Пробежаться из края в край не такое уж и долго занятие. Компактность — это очень даже здорово, ведь на этой небольшой территории концентрация интересного велика, территории не пустынны, унылые ветры тут не гоняют пыль.
Сделай что-нибудь полезное
Одними заданиями наша деятельность не ограничивается. Есть же еще ремесла и другие не менее интересные дела. По стародавней традиции броня в Risen — дело редкое и дорогое, поэтому кузнецы из металлов могут творить только оружие. Система проста до безобразия — первый уровень позволяет делать одноручный меч. Второй — полуторный, а третий — двуручный. Все изготавливается из железа исключительно, дополнительными особенностями не наделяется. Что на первом уровне, что на двадцатом выковать мы можем только три вида оружия. Есть еще, правда, уникальные рукояти, но их фиг найдешь.
Еще навык бить молотком по наковальне пригождается в ювелирном деле. Добываем золото, находим драгоценные камни — чем выше уровень, тем полезнее изделия получаются. Я вот, например, сотворил себе амулет +15 к силе и бегал довольный, как могучий слон. Докинул еще колечко на ту же характеристику — взял в руки огромную дрыну…
Я кузнец — я кую.
Я ювелир — я ювелирую.
Некоторые товарищи могут научить зельеварению. Помните, я собирал и заготавливал тонны цветов, грибов и прочих растений? Вот они и пригодятся. Из лечебных травок готовим красные бутылки, из маны — синие. Все просто и почти без изысков. Большинство реагентов различаются лишь силой эффекта — один восстанавливает единичку, другой — сразу пять.
Кроме зелий, можно готовить всякие вкусные и питательные блюда. Рыба — мана, мясо — здоровье. Варианты разные — есть восстанавливающие кушанья, а бывают такие, что дают характеристик всерьез и надолго. Полезно, но все же по цене уступает тем же красным бутылкам. Чтобы сделать рагу, нужна картошка, лук, соль и мясо. Допустим, мы убиваем много-много животных, но картофельных, луковых и солевых монстров в игре нет — эти ингредиенты придется покупать. Выходит, честно говоря, не дешево.
Я алхимик — варю зелья.
Я кулинар — жарю воздух.
И на этом, пожалуй, все. Ремесла в Risen какие-то уж слишком компактные и невыразительные. Обилия вариантов нет. По сути, все, что можно сварить, дает либо ману, либо здоровье — вне зависимости алхимия это или просто готовка. Кузнецом быть вообще глупо и накладно — 15 очков и тысячи денег ради трех мечей. А если я пользуюсь топорами, зачем оно мне? Ради амулетов разве что.
Удариться с размаху обо что-то твердое
Сюжет Risen делится на главы — в первой мы бегаем по миру, выполняем сотни заданий, встречаем самых разных монстров. В общем, исследуем, удивляемся, радуемся. Но стоит перейти к главе два — игра моментально теряет все очарование. Почему так? Все просто, на самом деле.
Как я говорил, мир компактный очень — к концу первой главы я исходил где-то две трети. Везде встречал одинаковых монстров, которые различаются только надписью над головой. Молодая шипастая крыса слаба и беззащитна, а ее старшая разновидность выглядит точно так же, но кусается втрое больнее. Так черные волки чуточку темнее остальных собратьев, а могильные моли не понятно чем отличаются от всех остальных летающих инсектов. В пещерах и храмах живут одинаковые упыри, которые убивают игрока с двух-трех ударов вне зависимости от качества брони. Сражение с ними из-за особенностей местной боевки вызывает бурные потоки «добра». (Как же мне не хотелось говорить про драки в Risen. Они кошмарные — все эти несуразные отскоки, увороты, убогая анимация и турбо-кабаны нервируют так, что хочется вернуться в Batman: AA и улыбаться. Не пытайтесь мне возразить, что система сражений нормальная, если уметь играть — это дурь в чистом виде, это ж не Street Fighter, не Tekken, не желаю учиться.)
В оставшейся части игры мы уже не варим новые зелья, не куем всякое, не исследуем… Бегаем лишь по тому же компактному миру, но уже без интересных и необычных заданий, с одними и теми же врагами, с улучшенными до максимума умениями. Скучно становится. Причем как-то сразу, молниеносно. Когда Инквизитор говорит, что надо найти пять дисков, чтобы продвинуться по сюжету дальше, запал весь как-то пропадает. Описанный в обзорах фанатеющих рецензентов (удивительно, но RisenGame выдал взвешенную оценку, в отличие от некоторых) тот самый «дух» уже не цепляет. Ищите сами эти диски…
Большая G
Что касается «духа», то он в Risen определенно есть. Ностальгические отсылки тоже способствуют, но если отбросить теплые чувства к предшественникам, то Risen уже не такой классный. Его блестящая глазурь скрывает посредственную, бедную на возможности (нелинейность — формальная, все три пути ведут в одну точку, проверено) и даже в некоторых отношения наколенную игру (анимация мне покоя не дает, из-за ужимок персонажа я однажды застрял в горе, это он так падение показывал, молодец, что сказать). Недостатки умело прячутся за раздольем заданий, но ко второй главе укрытие пропадает. Думается мне, когда дело доходит до поручений вида «найди-принеси-пшел вон», то даже закоренелым фанатам все становится понятно.
Ну и краткая версия рецензии, кому лень читать:
Срач на тему «Risen — копия Gothic 2, а потому нереально круто» объявляю открытым.